?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Палатки и ларьки возвращаются
olga1982a
«Можно палатки назвать ларьками, а можно павильонами. И сделать все красиво, удобно и комфортно для потребителей.
Наши крупные торговые сети занимают 30-40 процентов рынка. Но сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов. Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с развитием ее в других странах, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. »

заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов «Российская газета»




Ларьки приходят с бедностью.
Экс-замминистра экономики о планах поощрять нестационарную торговлю
РЕДАКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Правительство озаботилось возвращением торговых палаток: Минпромторг внес в Госдуму законопроект о гарантиях для мобильной и нестационарной торговли в российских городах. Участник проекта «Сноб» Иван Стариков, с 1995-го по 2000 год занимавшийся вопросами сельского хозяйства в Министерстве экономики РФ, рассказал, с чем могут быть связаны подобные планы и как они характеризуют состояние российской экономики



Ɔ. О новом законопроекте рассказал замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Из его интервью следует, что правительство задумывается о поощрении появления ларьков и автолавок в российских городах. С чем связан интерес властей к столь «мелкой» теме? Особенно с учетом того, что в прежние годы с ларьками либо открыто боролись, либо относились как к наследию 90-х.

Доходы населения падают пятый год подряд. Это не секрет — это данные Росстата, который чрезвычайно не любит фиксировать любые промахи. Есть важнейший показатель — расходы домашних хозяйств на продовольствие. Любые расходы можно отложить — не покупать новых ботинок, походить в старых штанах, но покупку еды перенести «на потом» нельзя. Если из общих доходов семьи более 35 процентов тратится на еду, это уже показатель бедности. В 2018 году россияне, если верить Росстату, тратили на еду до 50 процентов своих доходов. И это средний показатель без учета чудовищной разницы в доходах населения между Москвой и той же Костромской областью. При этом в правительстве понимают, что сейчас в России не только в крупных, но и в средних и даже в мелких городах и поселках розничная торговля почти целиком поглощена ретейлерами. Везде в провинциальных городах основные магазины — это «Пятерочка», «Магнит» или «Дикси», а также крупные региональные ретейлеры, вроде сибирской «Марии-ра». Ретейл в России превратился в одну из самых мощных отраслей экономики. В качестве примера могу привести показатели хотя бы одного X5, выручка которого в 2018 году составила 1,5 триллиона рублей.

Ɔ. До недавнего времени экспансия торговых сетей в российских городах считалась, скорее, признаком повышения цивилизованности местной торговли.

До определенного момента у властей не вызывало тревоги, что ретейл фактически монополизирует торговлю и вытесняет небольшие частные магазины. Но статистика показывает, что, несмотря на такую монополию, средняя сумма чека в торговых сетях падает. Это тревожный показатель состояния доходов населения и указание на то, что необходимо вводить реальную конкуренцию. Теперь важнее сохранить социальную стабильность, а не поддерживать ретейлерское лобби. Кроме того, это решает вопрос занятости. Появление ларьков, через которые сможет реализовывать свою продукцию сельское население, поможет повысить самозанятость на селе, а значит, решит проблему бедности. В этом смысле ситуация противоположна той, при которой правительство Егора Гайдара принимало решение о введении свободной торговли в январе 1992 года. Тогда существовал острый дефицит товаров и большой денежный «навес», поэтому населению разрешили торговать чем угодно и практически где угодно по любым ценам. Это позволило за считаные месяцы устранить дисбаланс спроса и предложения по важнейшим товарам. Сейчас же существует избыток разнообразных товаров при беднеющем населении. И важнее оказывается заставить ретейл снизить цены, причем достигнуть этого можно тем же инструментом — появлением ларьков.

Ɔ. Виктор Евтухов говорит, что в появлении подобных ларьков могут быть заинтересованы мясокомбинаты. Не получится ли, что в этом случае ларьки также будут лишь вариантом торговых сетей, привязанных к определенным производителям?

Если власти решат поддерживать такую форму торговли, ларьков может оказаться существенно больше, чем мясокомбинатов. Я знаю о существовании в правительстве планов восстановления заготовительных контор, функционировавших в советское время. Если заготовители наладят прием продукции у жителей, точно определив качество принимаемого на закупку сырья и изделий, то можно формировать мелкие партии товаров и поставлять их в город. Насколько я могу судить, экономический блок правительства и управление внутренней политики администрации президента озабочены, прежде всего, именно снижением цен и решением социальных вопросов. Это можно видеть хотя бы на примере принятия недавнего закона, по которому торговым сетям запрещается возвращать производителям продукты с истекающим сроком годности, и они обязаны либо распродавать их со скидкой, либо продавать населению. Я присутствовал на парламентских слушаниях, на которых многие ожидали, что ретейлеры найдут возможности завернуть закон. Однако именно там стало понятно, что ни правительство, ни администрация президента возражений против новых норм не имеют. После всех сообщений о голодных обмороках в школах власти решили, что прибылью торговых сетей можно пожертвовать.

Ɔ. На ваш взгляд, будет ли возможное «возрождение» ларьков касаться всех российских регионов? Все же для Москвы, где несколько лет назад власти вели непримиримую борьбу с ларьками, это будет слишком резким поворотом, да и проблема бедности коснулась разных регионов по-разному.

Сергей Собянин сносил ларьки, когда мало что предвещало беду. Но сейчас другие реалии. Экономика России фактически не растет уже десятый год. Санкции тоже медленно делают свое дело. Такие меры, как повышение пенсионного возраста и увеличение налогов, тоже обострили социальную обстановку. Значит, надо идти навстречу людям на особенно чувствительных направлениях — прежде всего, в вопросе доступа к дешевому и качественному продовольствию. Так что я убежден, что ларьки будут появляться по всей стране. По-видимому, максимально либерализовывать законодательство в этой сфере надо в наиболее депрессивных регионах, поскольку таким образом решаются вопросы занятости и снижения бедности. Я бы предложил в этом случае определенные преференции тем самозанятым, кто решит выйти из тени, в том числе предоставил бы им мелкие ссуды на приобретение легких торговых павильонов — пусть платит небольшой налог, даже не нынешние 6, а 4 процента, и занимается поиском поставщиков. Это решило бы вопрос доступных продуктов для населения России.

Ɔ. Беседовал Станислав Кувалдин «Сноб»

Posts from This Journal by “бедность” Tag



  • 1
Дело то неплохое,но мы пролетаем

по уму не сделают

украдут, сколько смогут и разбегутся.

Re: по уму не сделают

Пока Оленевода с его командой не уйдут,палаток нам не видеть

Re: по уму не сделают

киоски в переходах. Скоро год, большинство пустуют.

Re: по уму не сделают

Оно и понятно,цены за аренду просто лютые

  • 1