Previous Entry Share Next Entry
Страх, унижение и несвобода
olga1982a

Проф. Преображенский

Posts from This Journal by “кооператив «Озеро»” Tag


  • 1
Верно сказано!

с нами делают то, что мы позволяем

... Картинка смайлик

Ситуация, формирующаяся в России сегодня, в определенном смысле напоминает ситуацию активного потребления коммунистических иллюзий в послереволюционные несколько десятилетий. Конечно, ни экономика, ни политическая система не напоминают сталинские. Более того, коммунистическая идеология ныне уже мертва. Большая часть населения не сможет поверить в построение рая на земле, обещанного сто лет назад большевиками. Но сама по себе потребность в идеологии, помогающей выживать в трудный момент, по-прежнему возникает в обществе. И российские граждане тем больше нуждаются в ней, чем меньше они преуспевают в реальной жизни.
Как мы показывали выше, еще в советские годы, несмотря на господство коммунистической идеологии, в обществе подспудно формировался комплекс национал-патриотических и имперских идей. По большому счету он не был востребован в годы горбачевской перестройки и реформ 1990-х годов, поскольку не мог предложить хоть сколько-нибудь реалистичного способа решения острых экономических проблем. Идеи не были прагматичными и потому не смогли стать практическим инструментом для осуществления преобразований в тяжелый для страны момент, однако от этого они не перестали быть весьма привлекательными для широких масс населения. Не будучи реальным инструментом для управления экономикой, они могли использоваться в качестве иллюзии, помогающей человеку приспособиться к трудным условиям жизни.
Неудивительно, что национал-патриотические и имперские идеи становились все более востребованными в обществе по мере того, как экономические реформы решали стоявшие перед Россией проблемы. Некоторая часть населения страны получила благодаря реформам возможность для активной творческой деятельности и не слишком нуждалась в иллюзиях. Но другая часть, даже подняв уровень жизни в сравнении с советским прошлым и с трудными 1990-ми, уперлась вдруг в своеобразный потолок. Благосостояние людей стало повыше, Но реальных перспектив для личностного роста, для качественного изменения образа жизни, для появления возможностей, сопоставимых с теми, что есть у широких масс населения на Западе, они так и не ощутили. Иными словами, появилась возможность спокойно задумываться о будущем, но в этом будущем для себя лично многие россияне не увидели ничего светлого. А значит, им захотелось заполнить будущее иллюзиями. Таким образом, наиболее привлекательными для широких масс населения национал-патриотические и имперские идеи стали именно тогда, когда быстрый рост ВВП сделал общество богаче чем прежде.
В современной России идеология перестала рассматриваться в качестве способа решения практических хозяйственных проблем. Неэффективные, но хорошо обслуживающие доминирующие группы интересов, институты фактически сняли с повестки дня вопрос о реформах. Таким образом, за идеологией, не работающей на перемены, осталась лишь функция поставщика иллюзий для утешения тех, кто чувствует неудовлетворенность от происходящих в стране перемен. Совсем не обязательно это самые бедные граждане, хотя среди них, естественно, спрос на различные иллюзии достаточно велик. Бедняки надеются на сильное, патерналистски настроенное государство, которое примет на себя заботу о них, обеспечит высокооплачиваемой работой или социальной поддержкой, обуздает олигархов, перераспределит собственность и сделает так, чтобы справедливость была, как при советской власти, а наполненность прилавков товарами, как в рыночной экономике. Эти проигравшие от реформ люди хотели бы новых перемен. Они видят в государстве социального реформатора, но при этом не понимают, что власть не станет действовать в их интересах, ущемляя богатых.

патерналистские настроения сильны

а мировоззрение маленького человека, от которого ничего не зависит и который пойдёт вразнос, получив хотя бы толику власти — то, на чём стоит государство.
Новых идей просто нет.

Как ни странно, не в меньшей степени нуждаются в сильной идеологии, поставляющей иллюзии, и те, кто так или иначе вписался в новую жизнь, получил работу и имеет возможность удовлетворять потребности семьи. Эти люди обеспечивают себе выживание, однако не видят существенных перспектив в жизни. Они имеют скучную однообразную работу без элементов творчества (за станком на заводе, за баранкой автомобиля, за кассовым аппаратом в магазине и т. д.). Они остро нуждаются в чем-то таком, что придало бы смысл их утомительному существованию. С одной стороны, он состоит в том, чтобы заработать на выживание, но с другой — когда это выживание уже обеспечено, человек хочет получить от своей жизни сильные впечатления. Он хочет быть сопричастным к какому-то великому делу, хочет чувствовать, что жизнь прошла не просто в зарабатывании денег, но в борьбе за это великое дело.
Как уже говорилось, долгое время в СССР такого рода иллюзии поставляла коммунистическая идеология, но сегодня она неработоспособна. Российский обыватель вынужден искать иную сферу, которая бы могла наделить его иллюзиями. Возможностей здесь много. Одни посвящают жизнь семье в надежде обеспечить счастливое будущее детей и внуков. Другие идентифицируются с футбольны командами, эмоционально переживая все их успехи и неудачи. Третьи же идентифицируются с государством, эмоционально переЖивая успехи и неудачи страны. При этом подобные переживания не могут быть связаны с такими скучными и малопонятными массам вещами, как экономические реформы или гуманитарные проблемы. Обыватель способен сопереживать государству, когда оно начинает напоминать футбольный клуб — когда оно борется с соперниками, отвоевывает территорию, повышает международный престиж, предпринимает против других какие-то меры, которые свидетельствуют о силе этого государства и его способности доминировать,
Таким образом, спрос на национал-патриотические и имперские идеи оказался сегодня весьма велик в широких слоях населения, поскольку сильное государство — это оптимальный объект для идентификации обывателей, не удовлетворенных своей будничной жизнью. Подчеркнем, что такие идеи не являются сегодня средством решения практических проблем. В России не так много людей, готовых добровольно идти в армию для того, чтобы расширять территорию страны, или готовых жертвовать деньги и имущество для укрепления обороноспособности державы. Национал-патриотические и имперские идеи являются именно оптимальным поставщиком иллюзий. Тот, кто стремится идентифицироваться с сильным государством, не готов делать его сильнее. Он хочет получить сильную державу в готовом виде. А если это невозможно, то готов поверить распространяемой через массмедиа информации о том, что его государство идет от победы к победе, от успеха к успеху. И будет верить в это до тех пор, пока его потребность в иллюзиях не придет в острое противоречие с нарастающими экономическими проблемами. Или, как стали говорить в сегодняшней России, пока «война телевизора с холодильником» не завершится победой последнего.

Дмитрий Травин "ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛИИ РОССИЙСКОЙ ЖИЗНИ"

Edited at 2018-07-23 10:38 am (UTC)

вот иллюзии закончились

всем всё понятно.
Не каждый решил, что будет делать сам, но то, что веры властям нет, знают все.

Если хотите прочитать всю статью (точнее, главу из книги), то могу выслать вам PDF-файл.
Качество там не ахти (снимал на мобильник), но прочитать текст можно.

Edited at 2018-07-23 11:01 am (UTC)

Если вы есть в фейсбуке, то удобней выложить текст в группе, где 1000+ участников. Уверена, что 10-15 человек прочитают.

Три группы:

https://www.facebook.com/groups/antiPunin2018/
https://www.facebook.com/groups/protivputina/
https://www.facebook.com/groups/1630027820550727/

Нет, я не использую фейсбук.
Если хотите, могу сейчас выслать вам PDF-файл на ваш адрес (напишите в личку).
Или подождите немного - я переведу статью в текстовый формат, чтобы читать было удобнее.

спасибо, подожду

... Картинка

  • 1
?

Log in

No account? Create an account